Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 06:08

Спасский центр творчества

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » 2015 » Ноябрь » 13 » Духовно-нравственное воспитание школьников через реализацию творческого потенциала учащегося
15:38
Духовно-нравственное воспитание школьников через реализацию творческого потенциала учащегося

В наше сложное время, наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажено представление о милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и это подчёркивает Владимир Владимирович Путин, высказываясь о необходимость воспитания детей в духовных традициях: «…трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью деятельности Спасского дома детского творчества, педагогический коллектив которого направляет учебно-воспитательный процесс на раскрытие подлинных человеческих способностей и качеств, приобщение детей к высшим духовно-нравственным ценностям. В 2015 году реализуются дополнительные общеразвивающие программы по направленностям: техническая, художественная, социально-педагогическая, которые объединены духовно-нравственным направлением. Это организация народных праздников, изучение обычаев, обрядов русского народа. На все эти мероприятия приглашаются родители учащихся. Воспитание нравственной позиции, ценностных ориентаций, духовности личности ребёнка осуществляется через занятия в объединениях, где дети знакомятся с истоками народного творчества, с богатыми духовным наследием народа и через участие во внутриучрежденческих, районных, областных конкурсах, направленных на поддержание и развитие духовно-нравственных ценностей детей.
Каждый педагог Дома детского творчества использует свои методы и приёмы духовно-нравственного воспитания, о которых они расскажут читателям.
Ольга Борисовна Козлова, педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Мир кукол»:
Я считаю, что основной принцип духовно-нравственного воспитания – построение жизни на основе требований христианского совершенства, поэтому моя задача - вдохновить детей, увлечь, направить их на добро через занятие интересным, полезным делом. Мною была разработана и внедрен в воспитательно-образовательный процесс дополнительная общеразвивающая программа «Мир кукол».
В ходе работы над программой использованы инновационные технологии: одна из них музейная педагогика, следствием которого стал создаваться в объединении мини-музей "Куклы разные и прекрасные».
Сегодня тряпичная кукла- прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Наряду с задачами приобщения детей к истокам национальной культуры на основе развития познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле решались задачи воспитания духовно- нравственных качеств личности, такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта, гражданственность и патриотизм.
Сотрудничество с районным историческим музеем, центром ремесел посещение их выставок и мероприятий детям дает многое: они знакомятся с историей населённых пунктов района, их ремеслами. На встречах с известными людьми: художниками, народными мастерами, поэтами – учащиеся знакомятся с их творчеством. К реализации программы привлекаются и родители. Они участвовали в мастер-классах, создании мини-музея, конкурсах, праздниках. Благодаря их участию в работе и жизни объединения у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Совместная творческая деятельности педагога и родителей в положительную сторону изменила представление детей о милосердии, великодушии, добре, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.
Татьяна Ивановна Бутрина, педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Флористика»:
Приучаясь с детства видеть красоту природы, ребенок приобретает умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его. Общая характеристика программы «Флористика» основывается на современных методиках работы с различными природными материалами, учитывая возрастные особенности детей. Цель программы: систематическая и направленная деятельность системы дополнительного образования по воспитанию и развитию гармоничной личности, приобщению к духовным, нравственным и культурным ценностям.
Создание поделок из природного материала берёт своё начало в глубокой древности. Простота изготовления, несложные, выверенные столетиями природные обработки, которые способствуют сохранению и выявлению природной красоты материала, использование народных традиций в наш век техники и урбанизации придают этому виду творчества особую привлекательность. Доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе или в деревне, в парке или на садовом участке, на морском побережье или в саду, предоставляет реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов.
Учащиеся объединения охотно и с любовью изготавливают подарки из природного материала для мам на праздник День матери и для пожилых людей к их празднику. В этом прослеживается связь поколений, где младшие учатся уважать, любить и почитать старших.
Оксана Юрьевна Нохрина, педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Детские фантазии»:
Программа объединения направлена на развитие детского художественного творчества и формирование через него нравственных качеств обучающихся. Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии, беседы, участие в различных выставках и конкурсах.
Обучающиеся данного объединения принимают участие в акциях, посвящённых Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мой подарок ветерану», «За здоровый образ жизни», «Моя первая учительница», которые формируют в сознание детей такие ценности, как гордость и любовь к Родине, самоотверженность ради своих ближних и своего народа. Участвуем в таких конкурсах, как «Оранжевое солнце», «Мир который нужен мне», и конкурсе «Пасха красная», который непосредственно направлен на духовно-нравственное воспитание молодого поколения. Так же учащиеся принимают активное участие в мероприятьях «Рождественские посиделки», «Коляда, коляда отворяй ворота», где ребята узнают о традициях своего народа, о прошлом и настоящем своей малой родины. Считаю, что любовь к малой родине, есть залог любви к Отечеству.
Изобразительное искусство духовно обогащает ребенка, это светлое окошко, через которое ребёнок постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.
Надежда Сергеевна Бутрина, педагог дополнительного образования, руководитель объединений «Мукосолька» и «Жемчужина»:
В объединениях «Мукосолька» и «Жемчужина», руководителем которых я являюсь, духовно-нравственное воспитание учащихся осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры обучающихся через участие в творческих конкурсах православной направленности.
В течение нескольких лет в районе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки и конкурсы декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся объединений «Мукосолька» и «Жемчужина» участвуют в конкурсе «Пасха красная». Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.
Светлана Николаевна Варюхина, педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Лоскутные узоры»:
Когда человек слышит слово «лоскутки», он сразу представляет себе что-то пёстрое, яркое, тёплое, глубоко личное. Это может быть и старенькое одеяло, которым укрывался в детстве в гостях у бабушки, и уже не очень новая и потерявшая свою привлекательность прихватка, подаренная маме на день рождения, или что-то другое, но…обязательно это вещь, которая будит радостные, тёплые и поэтому дорогие сердцу человека воспоминания о близких людях и связанных с ними событиях.
Я считаю, что память и есть то начало начал духовно-нравственного воспитания, которая помогает человеку сохранять свои истоки, быть достойным памяти своих предков. Не забывать радовать своих близких, не забывать, что рядом есть люди, которым нужна твоя помощь, не забывать радоваться самому, видя радость других.
На занятиях объединения я стараюсь следовать этому принципу. Дети с радостью участвуют во многих благотворительных акциях, организуемых нашим Домом детского творчества, управлением образования Спасского района, районным Комплексным центром социального обслуживания населения. В рамках акции «Живёт на земле добро» учащиеся изготовили символы любви и добра – сердечки. Эти сердечки являлись частью благотворительного подарка, который вручался пожилым людям, проживающим в Доме престарелых. Такие же подарки были подарены болеющим детям, находящимся в это время на лечении в детском отделении районной больницы, с пожеланиями скорейшего выздоровления.
К Международному дню защиты детей учащиеся объединения сшили необычные игрушки, в качестве наполнителя для которых использовали горох. Эти игрушки были подарены детям с ограниченными возможностями здоровья, а горох использовался для того, чтобы игрушка приобрела развивающие функции – развивала тактильные ощущения.
Практикую в своём объединении проектную деятельность, по содержанию направленную на формирование духовности учащихся. Это такие проекты, как «Подарок маме», «Жил на свете лоскуток», «Его Величество Горох». Метод проектов позволяет создавать условия для передачи духовно-нравственных норм жизни, усвоения и принятия детьми таких базовых национальных ценностей как долг, ответственность, семья, патриотизм.
Денис Владимирович Хламов, педагог дополнительного образования, руководитель объединений «Авиа-киберспорт»:
Во всем мире сегодня говорят об экономическом кризисе, но наиболее опасным является кризис нравственных ценностей личности, кризис духовной общности людей, поскольку он лишает любую страну будущего.
Использование обучающих компьютерных программ в работе объединений позволяет повысить культуру ребенка по отношению к окружающему миру и усилить образовательные и воспитательные эффекты. Если педагог успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал мероприятия, у учащихся формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность и чувство долга.
Мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но, и в значительной степени, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивают духовную направленность.
Применение информационных технологий на занятиях объединения способствует приобщению учащихся к общечеловеческим и культурным ценностям, так как просмотренные и прокомментированные слайды, а также встроенное звуковое сопровождение становятся «узнаваемыми» в дальнейшем процессе культурологической социализации личности. Дети смотрят фильмы о выдающихся авиаконструкторах и военных лётчиках, узнают о их героических подвигах, просматривают документальные фильмы о истории создания различных самолётов и развитии авиации.
На занятиях вместе с детьми изучаем ход различных сражений с использованием авиации в годы Великой Отечественной войны, разбираем действия лётчиков, стараемся осмыслить значение последствий конкретной боевой операции. Это способствует воспитанию у школьников исторического подхода к явлениям, так как педагогический комментарий к показу слайдов имеет обязательный исторический контекст.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Анна Геннадьевна Хламова, педагог – организатор, руководитель: районного детского общественного объединения «Спутник", объединения «Импульс»
Процессы, происходящие в современном мире, нацеливают дополнительное образование на усиление нравственного, духовного воспитания подрастающего поколения. Ведутся поиски путей сочетания исторических, лингвистических, обществоведческих понятий с формированием ценностных ориентаций личности ребенка. 
Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности. Именно поэтому я решила заниматься социальной направленностью в доме детского творчества, где особую роль занимает изучение данных понятий. Возглавила Районное детское общественное объединение «Спутник» Спасского района, деятельность которого направлена на воспитание гражданина страны.
Наше районное детское общественное объединение «Спутник» Спасского района занимается организацией досуговой деятельности для ребят из всех школ района, принимает активное участие в жизни района, участвует в различных конкурсах, организуемых «Союзом пионерских организаций» Нижегородской области. 
Мои воспитанники - весёлые, креативные, умные, спортивные, активные ребята! Им очень нравится учиться и познавать все новое. На базе Спасского дома детского творчества в 2015 году начала работать школа юного вожатого «Импульс». Школа сочетает в себе не только теоретические занятия, но и практическую работу, тренинги, игры, часы общения по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей. Ребята давно мечтали стать вожатым, и «Импульс» предоставляет нам такую возможность.
Быть вожатым – это очень ответственно. Это значит не только следить за детьми и нести за них ответственность, но и обладать современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей. Я надеюсь, что из ребят получится настоящий Вожатый и они смогут работать в лагерях дневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений Спасского района и в загородных лагерях в летний период. 

Вся работа Дома детского творчества построена на максимально возможном учёте интересов учащихся, направлена на развитие их высоких духовных качеств, благодаря чему заметно повысился их интерес к народной культуре и традициям, духовным ценностям.
От того, насколько дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личность.

Просмотров: 3499 | Добавил: Turboden | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы Вконтакте
  • Группа "Спасский центр творчества"
  • Рекомендуем
    Объясняем.РФ
    ЗаНижний.рф
    РастимДетей.рф
    Официальный интернет-портал правовой информации
    Информер
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
    Поиск
    Календарь
    «  Ноябрь 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Наши друзья
  • Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области
  • Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области
  • Сайт администрации Спасского района
  • Районная газета "Сельские зори"

  • Turboden © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz